О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах с размещением их копий
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Об утвержденных образовательных стандартах, с размещением их в форме электронного документа
Самостоятельно утвержденные Образовательные стандарты не применяются.
О самостоятельно устанавливаемых требованиях, с размещением их в форме электронного документа
Самостоятельно установленные требования не применяются.
О применяемых федеральных государственных требованиях с размещением их копий
Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Федеральные государственные требования в образовательной организации не применяются.
Сведения о федеральных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях с приложением их копий |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155 |
Профессональные стандарты (план сопровождения реализации ФГОС): |
Информация для родителей по внедрению ФГОС ДО |
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ К ВОСПИТАТЕЛЮ ДОУ ПО ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения.
К педогагическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте.
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 2342.6) и ОКВЭД (85.11 — Образование дошкольное). - Функциональная карта.
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:- обучения;
- воспитания;
- развития.
- Характеристика функций.
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году. - Сведения о том, какие организации разработали профстандарт.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Внесены изменения в ФГОС дошкольного образования
С 17 февраля 2023 года вступает в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Приказ подписан 08.11.2022. Зарегистрирован 06.02.2023 №72264.
Почему изменили Стандарт? Потому что вышли новые нормативные документы, которые противоречили ему: СанПиНы (до сего момента во ФГОС ДО был прописан СанПиН от 2013 года); Программа воспитания (в законе "Об образовании в РФ" внесены изменения, а в Стандарте не было); ФЕДЕРАЛЬНАЯ образовательная программа (Стандарт же обозначал примерную).
Изменения коснулись всех разделов Стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о вариативных примерных основных образовательных программах дошкольного образования.
Теперь ФГОС ДО – основа для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОО. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательной частью образовательной программы согласно ФГОС ДО является федеральная программа.
Названия и количество образовательных областей не изменились, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь Стандарт предусматривает три блока – целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста обособили.
Нормативные документы |
|
Приказ от 25 декабря 2014 г. N 1115н "О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 № 536 "Об организации в Министерстве образования и науки РФ работы по разработке и применению профессионального стандарта" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148-н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Федеральный закон от 02.05.2015 №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» |
В ст. 195.1 ТК РФ определены понятия профессионального стандарта – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и квалификации работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В ст. 195. 2 ТК РФ определён порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов. В ст. 195.3 ТК РФ определён порядок применения профессиональных стандартов. ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (статья 11 и 73) | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находиться и государственной собственности или муниципальной собственности» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Письмо Минтруда России от 06.07.2016 №14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 №122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Профессиональные стандарты |
|
Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 №544-н (с изменениями от 25.12.2014 и 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 №613-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 №514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 №10-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Институт возрастной физиологии РАО разработал рекомендации по формированию инфраструктуры детских садов
Институт возрастной физиологии Российской академии образования направил в регионы рекомендации об инфраструктуре и учебно-методических материалах для детских садов.
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.
В инструкции описаны материально-технические условия, необходимые в современном детском саду в соответствии с ФГОС; дан алгоритм для создания новой инфраструктуры и для обновления существующей.
Эти рекомендации позволят унифицировать требования оборудованию и учебным материалам в детсадах. В то же время они не являются обязательными требованиями, которые нужно контролировать во время проверок.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:
– «игровой»;
– «физкультурно-оздоровительный»;
– «музыкальный»;
– «художественно-творческий»;
– «поисково-исследовательский»
– «релаксации»;
– «логопедический»;
– «психологического сопровождения»;
– «дефектологический»;
– «административный»;
– «территории и архитектуры ДОО».
Утвержденные образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые требования - нет